Одна из множества шокирующих бесед российских военных со своими родственниками легла в основу документального фильма «Мирные люди». Этот фильм уникален тем, что россияне сами говорят о своих самых страшных военных преступлениях, а их разговоры контрастируют с кадрами разрушенных украинских городов.
Мировая премьера фильма режиссерки Оксаны Карпович состоялась в феврале на престижном кинофестивале Берлинале, где картина получила две специальные награды.
После нескольких месяцев путешествий по миру фильм наконец дебютирует в Украине. «Мирные люди» откроют Docudays UA — Международный фестиваль документального кино о правах человека. Интерес к событию в Киеве огромный — билеты на первый показ раскупили за несколько часов.
Кинорежиссерка и фотографка Оксана Карпович после 9 лет жизни и учебы в Канаде вернулась в Украину за три недели до полномасштабного вторжения. В марте 2022 года она как продюсер помогала международным репортерам освещать войну.
Днем она фиксировала последствия атак, а ночью слушала перехваченные звонки российских солдат домой, собранные украинскими спецслужбами. Это несоответствие между тем, что она слышала, и реальностью, которую видела, и стало основой фильма, над которым она работала почти два года.
Что больше всего шокирует в перехватах? Какие трудности возникали во время работы над картиной? Как реагирует иностранная аудитория? Удалось ли с помощью документального кино изменить за границей представление о роли обычных россиян в войне? Об этом и многом другом Оксана Карпович рассказала в интервью hromadske.
Оксана, какие у вас чувства накануне премьеры в Украине?
Для меня это очень важное событие — первый показ такого уровня в Украине.
Чувствую, что настало время отдать что-то моему сообществу. После лет сбора информации настало время делиться. Это волнительный и одновременно праздничный момент — несмотря на тяжелую тему фильма. Мы празднуем плоды нашего коллективного труда.
После мировой премьеры на Берлинском кинофестивале в феврале о «Мирных людях» много говорили и писали в мировых медиа. Как прошел этот опыт и как реагировала иностранная аудитория?
Берлинале — это событие мирового масштаба. Опыт был интенсивным: показы, общение с зрителями, медиа, множество интервью, участие в обсуждениях, подготовка к промоции фильма. Для меня это все было впервые.
На все четыре показа билеты были распроданы. Это обычная ситуация для фестиваля такого уровня, поскольку он очень популярен среди зрителей, и залы всегда заполнены. Но бурные обсуждения в соцсетях стали для меня неожиданностью. Я не ожидала такой эмоциональной реакции на фильм от разных аудиторий: украинской, российской, западной; от зрителей и медиа из других европейских стран. Это было потрясающе.
Какими были реакции россиян?
Важно, что в их медиа появились рецензии, в частности от российского кинокритика Антона Долина на платформе Meduza. Меня не очень волнует, как россияне отреагируют на фильм, но важно, что об этом написали на российской платформе — для россиян. Надеюсь, это вызовет их интерес, и они захотят посмотреть фильм. Это будет полезно для них.