Срочно! Совет закрыл реестры недвижимости: что это значит для простых украинцев?
Изменения приняты из-за военных рисков, но эксперты и антикоррупционные организации предупреждают об усложнении проверки собственности и рисках мошенничества
Верховная Рада Украины 21 августа поддержала во втором чтении и в целом законопроект, временно ограничивающий открытый доступ к информации о недвижимости и кадастровых номерах земельных участков, принадлежащих юридическим лицам. За документ проголосовал 231 народный депутат.
О результатах голосования сообщил в своем телеграм-канале нардеп Ярослав Железняк.
Речь идет о законопроекте № 11533 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно особенностей предоставления сведений публичных электронных реестров, держателем которых является Министерство юстиции Украины, и некоторых других публичных электронных реестров".
Почему ограничивают доступ
Один из инициаторов документа, депутат от "Слуги народа" Игорь Фрис, объяснил необходимость таких изменений военными рисками. По его словам, открытые государственные базы данных позволяют российским спецслужбам выявлять местонахождение предприятий оборонной промышленности, что создает дополнительную угрозу для Украины.
«Благодаря реестрам россияне могут узнать адрес производства оружия и земельные участки, на которых расположены оборонные предприятия, ведь информация об объектах недвижимости таких предприятий легкодоступна в открытых государственных реестрах, что упрощает врагу определение целей для воздушных ударов», – подчеркнул Фрис.
Новый закон ограничивает доступ к сведениям об имуществе юридических лиц в государственном реестре прав на недвижимое имущество. Изменения также коснутся других баз – промышленных образцов, изобретений, объектов интеллектуальной собственности. Эти нормы будут действовать в течение всего военного положения и еще год после его завершения.
При этом парламентарий подчеркнул: ограничения не касаются физических лиц. «Журналисты смогут продолжать разоблачать нечестных чиновников и коррупционеров», – заявил депутат.
Однако относительно информации о предприятиях медийщикам придется обращаться к госрегистраторам и получать официальный ответ в письменном виде за определенную законом плату.
Фрис также напомнил, что в декабре прошлого года российские хакеры совершили кибератаку на украинские реестры. По его словам, значительный массив данных о юридических лицах и их имуществе мог попасть в руки агрессора. «Сейчас невозможно ограничить информацию исключительно о юридических лицах оборонно-промышленного комплекса, ведь это поможет агрессору идентифицировать такие предприятия», – отметил нардеп.
Что именно станет закрытым
Депутат Ирина Геращенко сообщила, что под ограничения также попадут:
- технические данные в патентах, авторских правах и системе Prozorro;
- судебные решения, которые могут раскрывать логистику, спецификации или контрагентов;
- координаты объектов, кадастровые номера и адреса производственных площадок.
Реакция общественных организаций
Решение парламента вызвало беспокойство среди антикоррупционных активистов. В «Центре противодействия коррупции» отмечают, что принятые нормы значительно усложнят работу журналистов и общественных организаций.
«Законопроект также повлияет и на обычных граждан. Если вдруг вы решите купить недвижимость от строительной компании – выяснить перед покупкой, действительно ли она принадлежит такому юрлицу, будет сложно», – заявили в ЦПК.
Там считают, что новый порядок создает удобные условия для сокрытия состояния коррумпированными чиновниками и может привести к увеличению количества мошенничеств на рынке недвижимости.
Фонд DEJURE тоже выразил критику. По их прогнозам, из-за изменений «коррупционеры начнут переписывать свое имущество на юрлиц, и общество не узнает, где спрятана очередная "вилла судьи" или "дача прокурора"».
Контекст
Стоит напомнить, что недавно Верховная Рада отклонила два других законопроекта, входящих в перечень обязательств Украины в рамках программы финансовой поддержки со стороны Европейского Союза Ukraine Facility.
Таким образом, принятое решение об ограничении доступа к данным о недвижимости вызвало острую дискуссию. Власти настаивают на его необходимости из соображений безопасности, тогда как экспертная среда видит в нем риски для прозрачности и борьбы с коррупцией.