Ученые раскрыли страшную правду! Смартфон не прослушивает, он следит за тобой иначе
Ученые раскрыли страшную правду! Смартфон не прослушивает, он следит за тобой иначе
25.04.2025
22 час. назад
4

Вопреки распространенному мнению, смартфоны, вероятно, не прослушивают своих владельцев для создания целевой рекламы. Однако они отслеживают пользователей другими, не менее тревожными способами. Об этом говорится в материале New Atlas, основанном на исследованиях Северо-Восточного университета США и компании Wandera, специализирующейся на мобильной кибербезопасности.

Еще в 2019 году резонанс получила статья Bloomberg News о сотрудничестве Facebook с внешней компанией, которая занималась расшифровкой аудио, записанного через приложение Messenger. Как объясняли в компании, это было нужно для тестирования точности автоматического распознавания речи. Пользователи, согласившиеся на эту функцию, были предупреждены. Однако медиа подали эту историю как доказательство того, что соцсеть "подслушивает личные разговоры". Основатель Facebook Марк Цукерберг категорически отрицал это, подчеркнув, что платформа не использует микрофон для сбора данных в целях рекламы.

Но тема вернулась в информационное пространство в 2024 году после расследования 404 Media. Журналисты выяснили, что компания Cox Media Group разработала систему Active Listening, которая анализировала фрагменты голосовых команд, активированных через "Привет, Siri" или "Привет, Google", чтобы на их основе формировать рекламные профили.

Хотя эта система не функционировала в фоновом режиме 24/7, сам факт ее существования вызвал волну возмущения. Крупные технологические компании вроде Amazon, Google и Meta оперативно отмежевались от CMG. В самой компании заявили, что продукт остановили, "чтобы избежать неправильного восприятия".

Эти инциденты снова вызвали дискуссии вокруг гипотетического прослушивания через смартфоны. Однако исследования свидетельствуют, что такая техническая возможность хотя и существует, она слишком сложна и неэффективна.

В 2019 году компания Wandera провела эксперимент, чтобы проверить, могут ли смартфоны подслушивать разговоры. iPhone и Samsung Galaxy разместили в комнате, где несколько дней подряд звучала реклама корма для животных. Ни одно из приложений не продемонстрировало никакой реакции – ни в виде целевой рекламы, ни через увеличенное потребление данных или активность в фоновом режиме.

Антонио Гарсия-Мартинес, бывший менеджер по продуктам Facebook, еще в 2017 году публично заявил, что прослушивание постоянно включенного микрофона требует чрезвычайно большого объема трафика.

"Предположим, что ваш телефон включен половину дня, это около 130 МБ в день на пользователя. В США около 150 миллионов активных пользователей в день, так что это около 20 петабайт в день только в США", — отметил Гарсия-Мартинес.

Для сравнения, весь объем хранилища данных Facebook — около 300 петабайт, а ежедневная скорость загрузки — всего 600 терабайт. Такой объем данных для прослушивания просто неподъемен даже для гигантов индустрии.

Однако, как показывают исследования Северо-Восточного университета США, смартфоны используют другие методы слежения за пользователями. Команда проверила более 17 000 Android-приложений и обнаружила, что более 9 000 из них потенциально могли делать скриншоты без ведома пользователя. В некоторых случаях программы не только снимали экран, но и записывали видео активности на нем, отправляя его третьим лицам.

"Не было никаких утечек звука — ни одно приложение не активировало микрофон. Затем мы начали видеть вещи, которых не ожидали. Приложения автоматически делали скриншоты самих себя и отправляли их третьим лицам. В одном случае приложение снимало на видео активность экрана и отправляло эту информацию третьим лицам", — пояснил исследователь Кристо Уилсон.

"Это может быть гораздо хуже, чем если бы камера фотографировала потолок или микрофон записывал бессмысленные разговоры. Не существует простого способа закрыть эту брешь в приватности", — отметил его коллега Дэвид Чоффнес.

И хотя телефоны, вероятно, не "подслушивают", они остаются мощными инструментами сбора информации. Геолокация, поведение в браузере, покупки, банковские операции, даже привычки в пользовании приложениями — все это формирует точный рекламный портрет.

"Все, что делает ваш телефон полезным, например,"знание того, где вы находитесь, съемка фотографий, возможность онлайн-покупок и банковских операций, — это как раз те потенциальные слабости и уязвимости. Чем полезнее ваш телефон, тем он привлекательнее для рекламодателей, хакеров или тех, кто хочет получить ваши данные", — подытожил Майк Кэмпин, вице-президент по инжинирингу в Wandera.