Как правильно переключать передачи на механике и избежать ошибок на дороге?
Наверное, нет владельца машины с механической трансмиссией, который не мечтал бы пересесть на машину с автоматом. Тем не менее, до автоматизма можно довести и свои навыки езды на "механике". Как это сделать как можно быстрее?
О том, как научиться легко и без дерганья переключать передачи, читайте в материале.
Почему большинство водителей огорчают эти переключения передач - то при разгоне, то при замедлении? Потому что нужно все время следить за оборотами двигателя, за запасом мощности на колесах, а когда наступает момент переключать передачи - согласовывать обороты двигателя и колес, скорость движения, нагрузку на машину и другие подробности. И если водитель ошибается, машина начинает неприятно дергаться, лязгать деталями и в конце концов двигатель может заглохнуть.
Как избегать таких неприятностей? Что водитель делает не так
На самом деле научиться ездить плавно и без рывков отнюдь несложно. Для этого следует сначала разобраться, где берутся эти дерганья. И причин немного:
- Педаль сцепления водитель отпустил при слишком низких оборотах двигателя, которые были недостаточными для конкретных условий движения. "Задушенный" двигатель из-за чрезмерной нагрузки начинает глохнуть, но инерция движения автомобиля заставляет мотор работать, подталкивая его через трансмиссию, и, сопротивляясь этому, двигатель создает нежелательные рывки.
- Педаль сцепления отпустили при слишком высоких оборотах двигателя. В этом случае рывок будет "одноразовым" - автомобиль резко ускорится, а если двигатель мощностью выше среднего, машина может буквально прыгнуть вперед.
- Выбрана слишком высокая передача для данной (явно небольшой) скорости. Это то же самое, если, скажем, двигаясь медленно по двору или парковке, случайно включить четвертую передачу - двигатель также начнет глохнуть из-за чрезмерной нагрузки.
К счастью, на современных автомобилях с их двигателями с электронным управлением такие рывки и дерганья случаются значительно реже, однако водитель все равно должен избегать подобной перегрузки агрегатов.
Как переключаться без ошибок?
Рецепт корректного переключения передач на машине с механической трансмиссией несложный:
- Пускайте педаль сцепления максимально плавно. Да, со временем вы научитесь красиво трогаться и при резком обращении с педалями, но на первых этапах совершенствования мастерства главное - действовать неторопливо и взвешенно.
- При отпускании сцепления подбирать правильные обороты двигателя. Вообще это самое сложное, чему надо будет научиться. Суть в том, что в момент соединения сцеплением двигателя и трансмиссии их обороты должны быть максимально близкими. То есть если газа будет мало, машина клюнет носом, если много - она не очень приятно прыгнет вперед. Можно сказать, что когда передача подобрана правильно, двигатель при окончательном соединении сцепления должен быть на оборотах своего оптимального диапазона - порядка 2000 - 3500 об/мин. (зависит от типа и модели мотора). И неважно, на какую передачу при этом переходит водитель - высшую или низшую.
Вкратце
Опытного водителя отличает не то, что он всегда безупречно подбирает обороты и ловко давит на педали - на это влияет столько внешних факторов, что ни человек, ни роботизированные коробки не могут быть абсолютно точными.
Но бывалого водителя всегда можно распознать по тому, что в случае каких-то неточных своих действий он всегда мгновенно подстроится под ситуацию, машинально, не задумываясь, скорректирует свои манипуляции, чтобы тут же исправить ситуацию. Как достичь такого уровня? Такое владение машиной приходит с опытом, а если хочется ускорить свое совершенствование, надо обратиться к интенсивным тренировкам.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre и Motor.