Мировое сообщество все больше обеспокоено превращением украинских детей с оккупированных территорий в русских патриотов и врагов собственной нации. Эта проблема обсуждается в международных организациях. В отношении виновных вводятся санкции. Ограничения испытывают также лагеря перевоспитания и военно-патриотические движения.
Пока фокус медленно смещается с физического перемещения детей к их насильственному погружению в российский мир, негативные последствия этого процесса становятся все более ощутимыми.
Искоренение идентичности детей как продуманная операция
Превращение украинских детей в россиян является частью "специальной демографической операции" России , направленной на решение собственных проблем рождаемости и оттока населения. Государство-агрессор использует ряд инструментов для уничтожения украинской национальной идентичности детей, среди которых:
1. навязывание гражданства;
2. политическая индоктринация и милитаризация в образовании;
3. депортация и принудительное перемещение в Россию , Беларусь и на оккупированные территории;
4. насильственная передача в семьи россиян или в русские приюты;
5. колонизация оккупированных территорий в рамках федеральных программ "Земский учитель" и "Земский работник культуры";
6. пропаганда в русском информационном пространстве;
7. препятствия в поддержке связей и получении сведений с подконтрольных Украине территорий.
Под прицелом государства-агрессора около 1,5 миллионов детей в оккупации и более 19 тысяч депортированных и принудительно перемещенных детей.
Искоренение украинской идентичности за 10 лет стало четко продуманной политикой России с отдельным нормативно-правовым регулированием и бюджетом, идеологическим и медийным сопровождением, а также распределением полномочий между господствующей верхушкой, сразу несколькими российскими министерствами и местными оккупационными администрациями.
Последствия перевоспитания для детей и пример Канады
На основе глубинных интервью с уже возвращенными из-под контроля России детьми, было установлено, что каждый пятый ребенок имеет проблемы с физическим здоровьем, а каждый второй – с ментальным . Искореняя идентичность украинских детей, Россия при содействии Беларуси причинила им значительные страдания.
Принуждение в форме пропаганды, психологического давления, кое-где физических наказаний вместе с многочисленными нарушениями Конвенции ООН о правах ребенка на дискриминационной основе достигли порога бесчеловечного обращения. Пребывание украинских детей в закрытых детских домах, лагерях перевоспитания или в приемных семьях в России, Беларуси и на оккупированной территории может рассматриваться как произвольное задержание.
Опыт других детей, подвергнутых перевоспитанию и изменению идентичности, показывает, что подобные широкомасштабные и систематические нарушения прав приводят к травме, которую ощущают несколько последующих поколений.
Комиссия по установлению истины и примирения, анализируя последствия 300-летней политики Канады по ассимиляции детей коренного населения, сделала вывод – чем больше поколений в семье посещали заведения для перевоспитания, тем хуже было физическое, психическое и эмоциональное самочувствие их потомков. Исследователи утверждают, что искоренение идентичности привело к потере у детей ощущения семьи, детства, целого спектра эмоций, физического и духовного благополучия. Это влияет на население государства по сей день. Канада признала ответственность за перевоспитание детей коренного населения как акт культурного геноцида и сформировала систему возмещения вреда.
Что почувствует Украина как государство?
Перевоспитывая украинских детей, Россия пытается победить Украину на еще одном фронте – идеологически ценностном. Усилия государства-агрессорки, в частности, направлены на демонстрацию того, что Украина как государство не может защитить и заботиться о своих самых молодых гражданах. Следовательно, она "не имеет субъектности" и является "бессильной перед врагом".
Из таких соображений перевоспитание украинских детей для государства-агрессорки имеет весомую пропагандистскую ценность. Это инструмент формирования лояльности к России , а, следовательно, лишение Украины части будущего поколения вместе с территориями, на которых оно проживает.
Идеологические атаки на идентичность, культуру и образование в оккупированной Украине также приводят к падению качества и нарушению циклов образования, повышенной уязвимости украинских детей к вербовке в вооруженные силы России, социальной, политической изоляции и незащищенности, деградации человеческого капитала.
Кумулятивный негативный эффект от политической индоктринации будет отслеживаться и в экономике нашего государства. В случае, если более 1,5 миллиона детей не вернутся в Украину, это еще больше усложнит демографический кризис и повлечет за собой сокращение рабочей силы, рост социальных выплат и давления на государственный бюджет, уменьшение потребительского спроса, потенциальное изменение в структуре экономики в целом.
Исследования по влиянию политической индоктринации в образовании коммунистической Польши демонстрируют, что с каждым годом обучения возможность получения ребенком среднего и высшего образования падала на около 1,5%, как и доля таких детей в рабочей силе после завершения образования и качество человеческих ресурсов в целом. Кроме того, выводы польских ученых подтверждают, что ценности, которые ребенок приобретает в школе, могут иметь решающее значение не только для его дальнейшей жизни, но и для уровня жизни его сообщества.
Что дальше?
Ни Украина, ни международное сообщество не способны остановить Россию на ее пути к искоренению национальной идентичности украинских детей. Об этом свидетельствуют невыполненные решения Международного суда ООН и Европейского суда по правам человека, многочисленные проигнорированные рекомендации Комитета ООН по правам ребенка, Независимая комиссия по расследованию и Мониторинговая миссия ООН, Московский механизм ОБСЕ.
В то же время Украина, что международное сообщество могут значительно замедлить процесс реализации Россией ее геноцидного намерения путем скоординированных и взаимодополняющих усилий по наложению санкций, изменений и дополнений к международному праву, имплементации необходимых реформ для реабилитации и реинтеграции детей, возвращенных из-под контроля России . И конечно же, победы над Россией и освобождение всех оккупированных территорий.
Превращение любым государством образования в инструмент широкомасштабных и систематических нарушений прав человека должно быть должно наказано. Ведь в противном случае общие негативные последствия повлияют не только на одного ребенка или на целую страну, но и на безопасность и мир в мире в целом.